Bastion увидел свет в далеком 2011 году, однако он и по сей день не теряет своей актуальности и обворожительности, а саундтреки из него — своей чарующей притягательности. Игра выполнена в изометрии, главной особенностью которой здесь является выстраивание дороги прямо перед тем, как герой собирается по ней пройти. Сюжет линеен и права выбора практически нет, однако красочность и не сложное управление значительно смягчают эффект. При прохождении основной сюжетной линейки открываются тренировочные уровни для каждого нового добытого оружия, за прохождение которых даются вещи для апгрейда и новые умения, а так же главный герой находит различные предметы, использование которых запускает эвенты в духе «отбей все волны врагов», во время выполнения которых раскрывается история действующих лиц.

  Однако самой главной особенностью игры является «динамическое повествование»: с самого начала неизвестный рассказчик описывает происходящее вокруг, знакомит нас с миром, углубляясь в историю, и забавно комментирует все действия, вплоть до смерти в результате падения с островков, пресекая тем самым любые вопросы о непродуманности мира.

  В такую игру, как Bastion, лучше один раз сыграть, чем слушать все истории, рассказанные о ней. Но я все-таки расскажу…

День, в который все закончилось.

  Парень (the Kid) очнулся на маленьком островке, осознавая, что Катастрофа случилась. Как все знают — в таком случае необходимо идти к Бастиону. Выходя из остатков своего разрушенного дома, Парень видит, что ничего больше нет. Весь мир состоит из обломков, которые выстраиваются перед ним при перемещении, словно бы указывая путь. Катастрофа изменила все, убила всех людей. Однако Брызги выжили, и теперь все они: гасфеллы, маленькие брызги и мусороглоты, враждебны к Парню, который идет вперед, убивая их, ломая все, что не было задето Катастрофой, собирая маленькие шестеренки и попутно разрушая статуи испепеленных жителей.

  Восполнить здоровье помогает вода из фонтана: Парень наливает ее в три имеющиеся у него бутылки и берет с собой. Среди развалин валяется различное оружие: Молот для ближнего боя, Клыкомет для дальнего, а так же Щит, позволяющий защищаться от лобовой атаки и отражать удары. Там же Парень находит книгу, из которой узнает свой первый навык — «Вихрь», использовать который позволяют бутылки «Черного тоника».

  Добравшись до Бастиона, Парень встречает незнакомца, который и является рассказчиком, он много знает о Бастионе и о различных найденных по пути сюда вещицах. Похоже, кроме них двоих никто не выжил. Незнакомец предлагает мне поставить одну из добытых вещей — Ядро — в Монумент в центре Бастиона… И Бастион оживает.

  Теперь отсюда можно путешествовать в другие места. А так же можно построить в Бастионе одно из зданий: Арсенал или Винокурню, и Парень строит первое, получая возможность переназначать на активные кнопки оружие и умение, а так же открывая доступ к новым.

Островок жизни.

  Незнакомец говорит, что, чтобы восстановить Бастион полностью, необходимо собрать новые Ядра, разбросанные по всей Каэлондии, и Парень отправляется в первую указанную точку — «Рабочий квартал». Пройдя на север, он сразу же находит заветную вещь, но решает обследовать и другие улицы. На востоке обнаруживется Кузница, где с помощью найденных предметов Парень улучшает свое оружие, а на западе нашелся меч, который можно метать, в комплекте с ним лежала книга, обучившая героя умению «Вызов Брызги».

  Новое Ядро дает новую постройку в Бастионе, и ею становится Винокурня, позволяющую выбирать зелье, действующее на Парня пассивно.

  На «Закатном пути» Парня ожидает разочарование — кто-то уже забрал Ядро. Пол начинает осыпаться, и приходится бежать без остановки. В конце пути Парень вступает в бой с мусороглотом, съевшим Ядро, но вернуть его уже нет возможности. В качестве утешительного приза обнаруживается «Граната».

  Далее герой летит в «Плавильный котел». Здесь все заросло пыряйником, который наносит урон при прикосновении к нему. Ядро здесь в порядке, но нужно отражать атаки монстров, пока механизм медленно поднимает клетку, в которую оно заключено. Здесь Парень приобрел способность ставить «Мину-ловушку».

  Добытое Ядро дало возможность построить в Бастионе Кузницу, как ту, что была в рабочем квартале.

  Путь Парня лежит в прекрасные «Висячие сады», хотя после Катастрофы здесь довольно не уютно. Однако, помимо огромного числа мертвых людей, он встречает одного выжившего. Этот человек — не местный, его зовут Зулф, и он согласился пойти в Бастион.

Дружба вопреки.

  Новое Ядро снова ставит Парня перед выбором: Мемориал или Бюро находок? Выбрав второе, он получил возможность покупать вещи для улучшения оружия в Кузне, новые бутылки для Винокурни, а так же книги навыков.

  За следующим Ядром Парень идет в «Сад Пифия», являющийся обителью древнего бога. Здесь же находится Святилище, в котором можно вознести молитву за врагов, но герой решает воздержаться от усложнения своего пути. Ядра здесь не нашлось.

  Зато следующее место — Форт Пеплоблок — богато на трофеи. Помимо драгоценного Ядра, Парень находит новое оружие «Мушкетон», а так же Курительную трубку Зулфа, которая становится доступна в Бастионе, и позволяет видеть прошлое (Неизвестно Где).

  За добытое Ядро открывается доступ к Мемориалу, в котором показаны достижения Парня, а заодно и то, чего еще можно достичь за вознаграждение в виде местной валюты.

  Дальнейшее путешествие приводит Парня к Реке Лэнгстон, где найдено очередное Ядро. Реки, конечно, уже нет, но зато есть дружелюбный паром «Плачущая Нелли», которую Парень обороняет от брызг. Оказывается, что не только они пережили Катастрофу: преодолели ее так же птицы Клевуны.

  «Нелли» ценой собственной жизни довозит Парня к Утесу Процветания. Опасность здесь представляют фиолетовые луковицы: при прикосновении они взрываются, образуя облако ядовитого газа. Среди зарослей дружелюбных и не очень растений Парень встречает еще одну выжившую — певицу Зию — и сопровождает ее в Бастион.

  Последним построенным зданием в Бастионе становится Святилище.

  Рукс говорит, что осталось еще одно Ядро, и оно распологается на самой границе Дебрей. Туда Парень и отправляется, и первой находкой становятся Дуэльные пистолеты. Найти Ядро оказалось не сложно — гораздо сложнее выбраться из Дебрей, ведь местная флора таит множество опасностей: игольники, прицельно стреляющие большими очередями, стеноцветы, практически не получающие урона, пока закрыты, безмозглы — лягушки с бронированными мордами и уязвимым задом. Но есть здесь и дружественное растение — лекарственный винанас.

  Когда Парень вернулся в Бастион с последним Ядром, оказалось, что Зулф ушел.

Ошибки прошлого.

  Зулф ненавидит Бастион. Он серьезно повредил Монумент, и теперь необходимо собрать его из Осколков.

  Первый находится в Трясине Джосона. Когда Осколок был уже на расстоянии вытянутой руки, болотные испарения поглотили разум Парня… Очнулся он в неизвестном месте, и, преодолевая дурман, двинулся вперед к таинственной Сирене, которая криком отправила его к мертвым… Здесь он встречает Зулфа и погружается в еще более странные грезы: Парень оказывается на заросшей поляне, очень напоминающей место, где он отстраивал Бастион. Его путь после Катастрофы повторяется вновь. И теперь он не выживший герой, он разрушает все, что не разрушила Катастрофа. История должна иметь начало. И все начинается с убийства самого себя, своей точной копии…

  Внезапно, видения отпускают, и Парень очухивается все в той же Трясине Джосона, берет Осколок и продолжает путь как ни в чем не бывало, убив по пути громадного Легкоцвета — настоящего босса!

  Следующая цель — Лагуна Рофуса, где спрятан еще один Осколок, охраняемый кротодилом по имени королева Анна. Парень так же находит отличное новое оружие — Копье Следопытов.

  С Аванпосте Лейман бесхозно лежит Карабин, а Рукс рассказывает историю Зулфа. В конце пути Парня встречает еще один выживший мужчина, он передает письмо для Зии (но она же не умеет читать?!). В записке Зулф зовет девушку пойти с ним на восток и узнать истинную историю Катастрофы, а заодно познакомиться с их народом.

  За следующим Осколком путь Парня лежит в Колфордский Котел, который по легендам когда-то соединялся с раскаленным ядром мира. Здесь он находит Огненные Мехи, которые являются оружием и могут поджигать все, но особенно эффективны против всего сухого и враждебных растений.

  Внутри Горы Занд обнаружен еще один Осколок. Существа здесь строят свой Бастион, им тоже нужны Осколки, но Парень забирает его себе, а так же находит новое оружие дальнего боя — Корабельная Мортира.

  Где же искать следующий Осколок, как не в некогда богатой и процветающей Бертонской Каменоломне? Здесь обитают Громохвосты. Рядом с Осколком стоит Зулф. Он предупредил Парня не возвращаться в Бастион, ибо он падет. Однако героя так легко не убедишь, он забирает осколок и продолжает путь, а Зулф бросает напоследок, что не собирается мешать, но помешают его соплеменники…

Осада Бастиона.

  И Парню приходится убивать живых людей, чтобы защитить Бастион. Они разрушают остров, на котором он расположен и убивают нашу ручную Брызгу… Ведь все собранные Парнем союзники пытались защищать свой новый дом, свой Бастион, и в итоге дружными усилиями все вместе они отбили нападение. Но это уже не имело значения — план Зулфа сработал. Бастион практически разрушен, Зиа в плену… Но Рукс и Парень живы, и герой отправляется за последним Осколком к Воротам Урзендры, чтобы исправить причиненный народом Зулфа вред, однако те успевают забрать спасительную реликвию раньше.

  Рукс уже разработал план, по которому собирается доделать таинственное оружие, а Парень решает спасти Зию.

  В Пещерах Золтана первым делом Парень находит Катастрофическую Пушку, которая и является тем самым сюрпризом от Рукса. По мере поисков выясняется, что именно эти Пещеры стали убежищем народу Зулфа во время Катастрофы. Когда герой находит Зию, выясняется, что она сама пошла за Зулфом, чтобы узнать правду о своем народе. Видимо, «правда» ее не вдохновила, раз она решила вернуться в Бастион.

  Последний Осколок у Зулфа, а он прячется в Терминалах — своем родном городе. Пока Парень пробирается сквозь холод и атаки, Рукс рассказывает всю историю целиком, без намеков и недосказанностей и признается, что сделает Бастион со всеми, когда будет восстановлен до конца…

  Оказывается, что Зиа с отцом — единственные из соплеменников Зулфа, жившие в Каэлдонии. Ее отец был одним из тех, кто вместе с другими учеными придумал способ стереть с лица земли целую нацию, для этого было построено устройство, которое запечатает все входы и выходы из Терминалов, что приведет к гибели всех людей. Перед самым запуском отец Зии понял, что они хотят совершить и переделал устройство, чтобы оно просто взорвалось. Это и стало причиной Катастрофы, результат которой противоположно отличается от задуманного учеными. Однако Рукс построил Бастион, который сможет вернуть все на свои места. Только это будет прошлый мир, никто не будет ничего знать о Катастрофе.

  — Что же помешает Катастрофе случиться еще раз? — спрашивает Зиа у рассказчика. Тогда Рукс рассказывает о другом варианте развития событий: Бастион может отправить всех выживших в какое-то другое место.

  По мере продвижения Парень находит предмет, позволяющий совершать Прыжок, а затем подбирает целую сломанную статую с головой быка и убивает всех, кто встает у него на пути, тараня или вызывая локальный дождь из метеоритов. Он забирает последний Осколок, а потом замечает Зулфа, которого избивают собственные соплеменники, считая, что он предал их, приведя за собой Парня. Герой решает взять Зулфа с собой в Бастион, выкинув свое оружие и подхватив его на плечи. Им дают уйти…

  Восстановив с помощью Осколка Бастион, Парню остается только сделать выбор на основе всего, что он узнал: восстановить прежнее состояние мира или эвакуироваться, и оставить мир в состоянии, ставшем после Катастрофы, а всем выжившим отправиться куда угодно…