Иногда хочется вспомнить детство и поиграть в игрушки, которые много лет назад полностью захватывали внимание. Zeus: Master of Olimpus как раз из таких. Известные мифы и легенды, колоритная греческая история и пантеон суровых богов, грамотное управление городом и ведение войн, заря искусства и науки — здесь, в нашем новом мегаполисе! 

  С самого начала нам предлагается пройти обучение, поиграть в песочнице (которых здесь три вида: открытая, экономическая и военная) или же начать завоевывать Грецию, помогать героям совершать их подвиги и просто отстраивать огромный сбалансированный город в увлекательных кампаниях, посвященных различным событиям из учебников истории.

Святилище Посейдона.
Что нам стоит дом построить?

  Итак, все начинается с постройки дома для наших будущих жителей. Простой уютненький шалаш для одной семьи, которая сразу же хочет работать и есть. Построив предложенную выбранной картой ферму, охотничий домик или, например, рыболовный причал, мы решаем проблему с обеспечением работой одной семьи. Но еда здесь выдается не по талонам, поэтому необходимо построить агору, которая продаст жителям добытую ими пищу. Без воды тоже долго не проживешь, поэтому надо еще построить фонтан, а потом лазарет, чтобы никто не заболел, и службу, которая будет ремонтировать все эти здания и защищать их от пожаров. Сразу становится очевидно, что одна семья не сможет работать сразу везде, и встает необходимость построить новые шалаши, чтобы вдохнуть жизнь в простаивающие здания.

  И…. ничего не происходит. Вся собранная, словленная или пойманная еда по-прежнему лежит в каморке у рабочих и в тележках у носильщиков, жалобно кричащих: «Единственное в городе место для этих товаров тут, в моей телеге.» Это наталкивает на резонную мысль, что все должно где-то храниться, а значит необходимо построить амбары и склады.

  Рабочих рук по-прежнему не хватает, но продовольственный отдел агоры наконец наполнился товаром, и бодрый разносчик распродал все в ближайших к нему домах. Вдохновленные жители начинают отстраивать на своем клочке земли уже более внушительные дома, где появляется место для большего количества семей. Внезапно строительство останавливается, потому что жители хотят еще и одеваться красиво, шерсть им подавай. А, и еще баночку оливкового масла для полного счастья. Здесь уже вариантов не много: строим домик пастуха, покупаем пару овец, выпускаем их на плодородные земли и ждем, пока обрастут. Попутно засаживая все оставшееся пространство оливковыми деревьями, ставим домик садовника. Поспевшие плоды затем отдаем людям, работающим на оливковом прессе, ведь масло само себя не выжмет.

  Однако, жители нашей новой деревни не хотят быть олухами, им еще культуру хочется, и всю, разумеется, от мудрых лекций на подиумах до комедий в соседнем театре; но философы и актеры не появятся из ниоткуда, их надо обучить. А значит освободите место для школ и колледжей. В этой тяге приобщения к прекрасному участвуют не только умы и сердца: глаза тоже хотят радоваться, а значит в спальном районе необходимо построить красивый парк или поставить крутой памятник.

  И вот деревушка превратилась в город с красивыми двухэтажными зданиями, вмещающими по 60 человек каждое. Внезапно, самой острой проблемой стала безработица!

Проклятый Герой дворец.
Боги и герои.

  Помимо налаживания производства и торговли, игровой процесс разбавляет участие богов. Одни из них хотят нам нравиться, хотят, чтобы мы построили святилище в их честь, другие же совершенно не рады, что мы строим город на этой земле, и всячески стараются напакостить.

  Всего в игре представлено 12 богов, и самый грозный из них — Зевс. Настроенный дружелюбно, он станет надежным покровителем города и защитит его от вмешательств других богов, но если глава Олимпа враждебен, жди мощных проклятий и разрушения дворца и других зданий, а так же проклятый город не сможет торговать со своими союзниками.

  Строя святилища (которых в одном городе может быть максимум 4), можно извлекать различные выгоды, например, получать в пользование воинов Ареса и Артемиды, оливковые сады Афины, рудники Гефеста или серебряные шахты Аида. Так же молитвы богам оказывают существенную помощь в различных областях: некоторые боги дают пищу, Афродита приводит новых людей, Аполлон помогает выиграть на Олимпийских играх и так далее.

Успешная молитва Аресу.

  Одном из любимых развлечений недружелюбных богов является выпускание в городе или в стратегически важных шахтах различных монстров. Тут-то нам на помощь и приходят герои. Точнее, конечно же, не приходят. Их надо умолять придти, построить им личный замок, удовлетворив самые взыскательные вкусы. Всего в игре может быть 6 разных героев, которые будут выполнять миссии, предписанные им легендами: Ясон привезет Золотое Руно, Тесей убьет Минотавра, Геракл совершит свои знаменитые 12 подвигов…

Внешняя политика.

  Средиземье не ограничено одним только нашим городом. Внешняя политика кипит: открываются новые города, угасают старые, ИИ объявляет друг другу войны, в которые и нас хочет вовлечь. Союзники просят помощи, а иногда даже дарят что-нибудь. Открываются новые торговые пути, даруя возможность заработать.

  Тогровать с союзниками, вассалами или колониями можно с помощью факторий и морских портов. Естественно, как бы удачно не был расположен наш город, на нем не может быть всего, что нужно, поэтому с торговлей рано или поздно столкнуться придется. Соблюдая баланс, в игре предусмотрен импорт и экспорт. Конечно, всегда можно попросить или потребовать необходимый ресурс, но это грозит недружелюбным отношением к нашему цветущему мегаполису.

  Можно так же устраивать набеги или захватывать города (можно даже союзные, но это будет, естественно, неадекватно воспринято прочими друзьями), как только мы наберем достаточно военной мощи.

  В игре есть постоянная армия, состоящая из крестьян, которым выдали пращи. Они будут отстаивать наш город, если кто-то решит его завоевать. Если атаку отбить не удалось, то нам придется платить дань (если атаку не удалось отбить дважды, то игра будет проиграна). Однако, есть вполне легальный и вовсе даже не трусливый способ вести оборону: заплатить.

Моя казна победила в войне!

  Толпа крестьян защищает только свои жилища, поэтому заставить их пойти на войну не удастся. Для ведения внешних боевых действий нам предлагается строить поместья. Люди, живущие в них, работать не будут, они как раз и станут нашей армией. Каждые два дома передают в наше распоряжение один полностью укомплектованный отряд гоплитов (пешие воины, нищенские поместья которых могут предоставить им только латы) или конников (в их поместьях есть деньги на вино и лошадей). Поместья занимают гораздо больше места на карте и более требовательны к привлекательности района. Помимо театра, подиума и гимназии, их жители также хотят доступ к стадиону.

  Гораздо проще строить триремы, хотя они подходят только для морских сражений и требуют целых сто человек.

  Вообще, войны в Zeus: Master of Olimpus не выглядят каким-то зрелищем. На защите города не всегда понимаешь, что происходит, и иногда битва считается выигранной не смотря на то, что вражеские конники еще крутятся вокруг нашего дворца, а иногда только что приплывшие и высадившие крестьян триремы уже захватили город. Захватнические же войны проходят без нашего участия, и двух отрядов из святилища Ареса или Артемиды порой вполне хватает, чтобы успешно подчинить себе вражеский город.

От слов к делу.

  Игра, не смотря на свою выдержку, до сих пор адекватна и прекрасна. В Zeus: Master of Olimpus ныряешь надолго и с головой. Жители города прозрачны? Фоновая музыка отстутсвует практически все время? Ерунда! По твоему городу выгуливает своего дракона Арес. Ахиллес под крики разбегающихся крестьян убивает Менаду на главной улице прямо перед дворцом. Дионис уводит половину населения города, опьяненно кричащего: «Тога-тога-тога!». Афродита устроила перестрелку с Афиной и проиграла. Эти и многие другие приключения зовут сыграть в экономическую стратегию Zeus еще раз.

  А для тех, кто уже проникся, разработчики создали Poseidon: Master of Atlantis, где все действие переходит в таинственную Атлантиду. Появляются новые боги и герои. Здесь развивается в большей степени наука, а не искусство, появляются новые виды пищи (апельсины) и новые развлечения (ипподромы), а так же появляется возможность строить пирамиды.

Ипподром не только развлекает людей, но и приносит в казну деньги.

  Почувствуй себя равным богу!