«Вы только поглядите! До сих пор в живых!»
— Максвелл.

   Игра «Don’t Starve» повествует о приключениях молодого ученого Уилсона П. Хиггсберга, который оказался пойманным и перенесенным в потусторонний мир демоном Максвеллом. Экстремальные условия, борьба за выживание, поиск еды, создание прототипов вещей, нерадостные встречи с врагами – все это предлагает нам испытать не очень любезный демон, в качестве шутки, разумеется. Недоброй такой шутки.

    Тем, кто уже играл в подобного рода игры, вроде Minecraft, будет прекрасно понятно, что надо делать. Веточки, морковь, ягоды, деревья, кролики, птицы, камни – это окружающий мир. Все, что плохо лежит, можно собирать и связывать друг с другом; все, что убегает — ловить. Собранные вещи можно комбинировать с помощью научной машины, которую тоже для сначала надо собрать (благо Уилсон знает, какие составляющие нужны для её создания). И, побегав буквально немного по лесу, главный герой уже может обзавестись своим первым топориком, первой броней, а вечером, гордо напевая скаутские песенки около смастерённого костерка, готовиться к следующему дню.

    На данный момент в игре «Don’t Starve» присутствует 9 игровых персонажей. Первый доступный и самый главный персонаж – Уилсон П. Хиггсберг. Именно с него начинается прохождение игры. 

«Реальность бывает сурова, увы»,
— Максвелл.

    В «Don’t Starve» есть два самых главных правила для выживания: Уилсону нужно регулярно питаться и нельзя оставаться без света ночью.

   Еда помогает не только заполнить желудок, поддерживать здоровье, но и поддерживать рассудок, который при понижении начинает воплощать кошмары главного героя. Основной двигатель прогресса – голод. Если в первые дни герой мог избороздить вдоль и поперек лес в поисках ягод и моркови, то наступает день, когда ему хочется попробовать мясных деликатесов. Для этого Уилсон начинает мастерить Научную машину, которая помогает в создании первых прототипов ловушек для птиц и кроликов, пчелиных ульев, а в конце – котла, готовящего всякие питательные блюда при наличии ингредиентов.

    Из первых собранных веточек уже можно создать факел. Если побегать по лесу, нарубить побольше дров, и сходить на Скалистые земли, добыть камней, то можно смастерить Кострище. Огонь отгоняет Ночных тварей. А если вдруг ночью огонь погас, начинают раздаваться шипящие звуки существ, которые, спустя несколько секунд, убивают персонажа.

    В результате дел невпроворот и времени не хватает: то нужно добыть камней для создания оружия, а для этого надо бежать на скалистые земли; или найти медовую пасеку, на лугах которых кружат Злые пчелы, и они не отдадут без боя свой мёд; или сжечь дерево (иногда случайно сгорает целый лес), потому что не хватает угля. А потом встаёт задача хранения еды — ведь ей свойственно портиться! Здесь незаменимым будет холодильник, для создания которого требуются такие составляющие, которые нужно ещё отыскать на карте. А ведь их тоже придется добыть с боем. В этом непростом деле помогают инструменты, которые можно собрать из срубленных деревьев, добытой руды или просто наткнуться на лежащие рядом с чьим-то скелетом, про которого Уилсон выдает фразу: «Лучше он, чем я».

     Свойственное в мире «Don’t Starve» явление – это смерть. Она может прийти как от голода, враждебных существ, так и природных условий, включающих в себя дождь и зиму. Один удар молнии в Уилсона заставит его не только светиться как лампочка, но и заново начинать прохождение игры. Если поискать по миру, то можно найти Алтарь – каменный стол, который после смерти героя воскрешает его один раз, после чего разрушается.

  Смерть – бесповоротное прекращение жизнедеятельности персонажа. После неё надо заново начинать прохождение игры. Имеет свои плюсы: после смерти игрок получает опыт, необходимый для открытия новых персонажей. Опыт начисляется по прожитым дням. 

«Судя по звуку, что-то большое!»,
— говорит Уилсон перед появлением Циклоп-оленя.

    Врагов в мире предостаточно. Если Уилсона не смогут догнать Свиньи-стражи, рьяно охраняющие факелы, и кричащие вслед обидчику «За короля!»; или Высокие птицы, охраняющие свои гнезда от варварского нашествия; или Гончие – псы, желающие покусать не только героя, но и всё, что движется, то сумерки разбудят существ поменьше, зато любящих охотиться группами, таких как пауки, Мэрмы или Комары, летающие вокруг прудов.

   Пестрящий желающими убить ученого мир делится не только на враждебных существ, но на нейтральных, подружившись с которыми, герой сможет получить активных союзников. Например, Свиньи, если им дать мясо, могут помочь не только в рубке леса или разбивании камней, но и добыче мяса и шерсти при убийстве Бифало или Коалослона. Только в сумерки становится на одну проблему больше – поскольку Свиньи существа дневные, они начинают искать источник света, а, следовательно, герою предстоит запастись большим количеством факелов, чтобы направлять свой отряд.

    Добытое с боем яйцо Высокой птицы может послужить не только источником питания. Если подождать пару дней, то из него вылупится птенец, готовый ринуться в бой по первому приказу. Не стоит забывать, что его также следует кормить зернами или ягодами.

    Честер – милый пушистый «сундук» на ножках, следующий за героем, если у того есть в кармане Костеглаз. Как его добыть? Просто — найти. Преимущество «сундука» в том, что у него есть девять свободных слотов, куда можно положить вещи, не помещающиеся в руках персонажа.

    Но какое же выживание без боссов? Живущие по определенным биомам, они способны убить Уилсона если не с первого удара, так со второго точно.

   Есть ещё один враг, который бывает опаснее прочих, — собственное здравомыслие. Уилсон постепенно теряет рассудок ночью, в сумерки и в других малоприятных условиях, связанных с монстрами или раскопками могил. За рассудок отвечает особая шкала: двести единиц – всё нормально; сто пятьдесят – экран светлеет и немного качается, а в темноте появляются глаза, исчезающие при приближении, а сам же персонаж хватается за голову и с опаской смотрит перед собой; сотня единиц – появление в темноте рук-теней, которые будут тушить костер; пятьдесят единиц – экран еще сильнее качается, а вдали герою мерещатся ужасы, которые под покровом ночи подходят ещё ближе и начинают принимать более грозные очертания; ниже пятидесяти – начинает играть тревожная, глушащая звуки природы, музыка, аккомпанирующая тревожными голосами в голове персонажа, по краям экрана появляются красные артерии, а ужасы, прежде наблюдавшие за шатающимся Уилсоном, теперь пытаются попробовать его на вкус. Разработчики отлично передали тихое и незаметное схождение с ума.

Биомы. 
«Уф. Жуткое место»,
— прыжок в червоточину.

    Каждая территория имеет свои отличия от других мест и свои добываемые ресурсы, животные и монстры. Присутствующее в «Don’t Starve» разделение территорий помогает персонажу в поиске определенных ингредиентов. Так, например, Скалистые земли состоят из камней, из которых можно добывать золото. Саванна – это любимое место обитания Бифало, которые не только дают навоз для создания грядок, но и мясо с шерстью. Самый насыщенный монстрами – болотный биом. Щупальца, появляющиеся из-под земли, всего за несколько взмахов могут убить персонажа, если на нём нет брони. Зато болото очень ценно своими прудами, где можно ловить рыбу. Лес является одним из самых часто встречаемых биомов. Здесь растет много деревьев, кустов, моркови, и можно найти дома Свинов.

    Одной из самых сложных территорий являются Пещеры — большие подземные части мира со своими уникальными особенностями. Имеют собственную местность и отдельную карту. В них находятся разнообразные существа, растения и прочие объекты, встречающиеся только здесь. Поскольку тут нет источников света, Уилсону придется заранее набрать с собой побольше факелов и оружия для прохождения. 

«Это изменит тебя однажды, как изменило меня»,
— Максвелл.

    В «Выживании» есть портал Максвелла — генерируемый объект, который переносит игрока из текущего в другой, заново сгенерированный мир, при этом весь опыт обнуляется, а игроку дают возможность выбрать другого персонажа и начать заново играть. Это единственный способ открыть нового персонажа, избежав смерти.

    Собирание деталей для портала – долгий и нудный труд. Они могут быть раскиданы по всему миру, от леса до болот, (хотя, если Уилсон смастерит жезл Поиска, то это займет гораздо меньше времени).

Зима близко.
«Так или иначе, ты только отсрочишь неизбежное»,

— Максвелл.

    Только Уилсон обустроился, наделал несколько грядок, подружился со Свинами и стал осознавать, что жизнь на самом деле легкая и однообразная, как вдруг температура падает ниже нуля, день укорачивается до трети суток, а на окрестности начинает падать первый снежок.

    Затягивая поясок потуже, главный герой собирается в лес, искать пропитание, которое становится с каждым днем всё скуднее и скуднее. Нужно быть готовым, потому что привычные способы добычи пропитания начинают терять смысл до весны: овощи на грядках, ягоды, морковь – ничего не растет; пруды замерзают; кроликов становится меньше, да и птицы не часто летают.

    Идти на охоту зимой – не самая лучшая идея. Мороз сковывает и отнимает здоровье, потихоньку убивая Уилсона. Абсолютной защиты от холода нет, но есть временные способы сохранить тепло: шубки, шапки, борода, горячий камень, предварительно раскаленный у огня.

     Зимний цикл укороченный. После светлого дня на время сумерек рассудок Уилсона начинает понемногу снижаться, даже находясь рядом с костром. Но это ещё не самое тяжелое. Появление Ледяных Гончих, направляемых ластом моржа Макбивня, заставляет героя носиться по кругу в слабой надежде, что проживающие рядом Свиньи заметят и нападут на непрошенных гостей.

    Предвестником окончания зимы становится громкое дыхание самого главного гостя – Циклоп-оленя. Этот босс не только способен снести своей лапой поставленные для укрытия стены, но и разломать дом Свина вместе с его хозяином. Уилсону ничего не остается, как драться с самым большим боссом в игре. Радует, что атаки Циклоп-оленя однообразны. Запомнив, как сражается босс, можно его убить.

   Роль зимних бурь переоценить трудно: и без того непростая игра загоняет героя в невыносимые условия. Настоящий вызов судьбе.

   Благодаря смене времен года и дневному циклу «Don’t Starve» регулярно меняет правила, и надо подстраиваться под них.

Приключения. 
«Ты, конечно, интересная игрушка, но мне надоела эта игра»,

— Максвелл.

    Режим «Выживания» отнюдь не истинная концовка. Если приложить побольше усилий и тщательно исследовать карту, можно наткнуться на особый агрегат – Дверь Максвелла. В нём-то и разворачивается основная сюжетная линия, где герою будут предложены пять уровней-испытаний, проходя сквозь которые он получит шанс встретится с демонов Максвеллом.

  «Приключения» резко отличаются по сложности от обычного мира прежде всего ограниченными ресурсами, агрессивными условиями, временем года и циклами дня и ночи. В режиме последовательно поставлены 5 глав, в каждой из которых надо отыскать части для создания портала Максвелла для перехода на следующий уровень, пользуясь жезлом поиска (дается на старте). При переходе между мирами можно взять с собой до четырех вещей. После смерти персонажа, он проснется около двери Максвелла со всеми вещами на момент включения режима «Приключения» и в тот же момент времени.

    Глава 1 из 5. Холодный прием.

    Самый первый и ничем не примечательный мир. Он также похож на «Выживание». Цикл смены дня и ночи похож на осенний. По вечерам здесь идет дождь из лягушек, которые будут атаковать Уилсона, если он близко к ним подойдет. На этом уровне персонажу стоит изучить больше чертежей вещей и инструментов для выживания в последующих.

    Глава 2 из 5. Игра началась.

    Героя встречает закутанный в шубу Максвелл. В шутку он говорит про то, что дальше этого мира Уилсон не сможет пройти. С неба сыплется снег, предупреждающий о наступлении зимы. На этом уровне гораздо меньше еды, а из-за холода персонаж начинает понемногу сходить с ума.

    Глава 3 из 5. Два мира.

   Теплый мир, где время года — лето. Недовольный Максвелл пытает заключить сделку с героем предлагая «дать золото, еду, свиней, всё, что тебе нужно». Уилсон видит поблизости лагерь и дома Свинов. На этом уровне стоит задержаться подольше.  Он снабдит персонажа всем необходимым и даст возможность изучить рецепты, на которые до этого не хватало времени, и собрать ингредиенты для них.

    Глава 4 из 5. Король зимы.

  Вечный холод и мороз не только понижают рассудок Уилсона, но и убивают быстрее, чем агрессивные мобы. Курганы Гончих, пчелы-убийцы и другие враждебные существа не дают прохода. На этом уровне главной заботой становится не поиск еды, а само выживание в условиях бушующей стихии. Из-за снегопадов снег настолько глубок, что персонаж двигается медленнее. Этот мир стоит пройти побыстрее.

    Глава 5 из 5. Тьма.

   Вечная ночь, чтобы пройти через которую необходимо иметь в запасе много факелов. Все мобы спят, если их не будить атаками. В некоторых местах находятся Огни Максвелла – не разрушаемая натуральная структура, которая при приближении игрока загорается, освещая местность вокруг. На этом уровне присутствую сильные враждебные существа.

    Эпилог. Шах и мат.

    Последний уровень, на котором Максвелл не встречает героя. Здесь также постоянная ночь, а карта представляет из себя скалистый биом с прямой дорогой, освещаемой Огнями Максвелла. Из темноты всегда будут смотреть на персонажа зловещие глаза. Уилсон может просто бежать вперед на звук раздражающей музыки, пока не достигнет зала, где на троне сидит скованный тенями Максвелл. Здесь героя ждет развязка приключения, которая прольет некоторый свет на то, кем является демон и зачем он это делает.

    После похождения сюжетной линейки вы вернетесь в режим «Выживания», играя уже за Максвелла.

«И правил игры не изменить»,
— Максвелл

   «Don’t Starve» — практически идеальное развлечение для любителей жанра. Вместо этого игра возводит в первооснову механику выживания, постоянно создавая неожиданные проблемы. Но как только сюрпризы закончатся, исчерпав себя, развлечению наступает конец.

  «Don’t Starve» изживает себя уже после первой обстоятельной игровой сессии на 8-10 часов. Добившись максимального уровня, переставая задаваться вопросом «где добыть этот предмет», переставая умирать, собирая одно и тоже – игровой процесс жутко надоедает. Удивить игра уже больше не сможет, а перепроходить одно и тоже захотят только большие фанаты. Всем остальным игра послужит приятным развлечением максимум на несколько вечеров.

   Можно с чистой совестью бросить играть, а затем вернуться через несколько месяцев, так как игра постоянно обновляется и дополняется новым.